Управление проектами: всегда ли нужна команда?
Существует миф, что для реализации любого проекта нужно создавать команду, иначе просто невозможно добиться никакого результата. Однако поскольку проекты бывают разных типов, то и для их реализации нужно создавать разные типы групп и по-разному ими управлять.
Команда – это самый сложный вид человеческого коллектива, требующий немалого времени и немалых сил для своего создания. Я уже писал о том, как сформировать команду, и о том, как создать условия для её эффективной работы. Поэтому сейчас не буду останавливаться на этом.
Моя задача – напомнить, что, кроме команды, существуют ещё два типа групп, пригодных для работы над проектами. Это примитивная группа и группа-конвейер. Рассмотрим их подробнее.
Примитивная группа – конфликтно-авторитарная группа с жёсткой иерархией. Это человеческий аналог стаи у животных. Если проект не предполагает творчества и требует простого неквалифицированного труда, например, нужно вырыть яму размером 2 х 3 х 4 метра, то хватит и примитивной группы. По сути, такую работу может выполнить любой человек в возрасте от 12 и старше, способный держать в руках лопату. А ещё быстрее и лучше с ней справится экскаватор.
Группа-конвейер – это нечто среднее между примитивной группой и командой. В организации её работы критически важна роль менеджера проектов. Ведь здесь нужно чётко определить последовательность выполняемых действий, встретиться с каждым участником, однозначно определить его задачи и состыковать их со смежниками. Коммуникация в группе-конвейере может быть не синхронной, а последовательной. Человек просто будет отчитываться по электронной почте, наличие трекера необязательно. Встречи могут быть еженедельными. Временные затраты на управление группой-конвейером гораздо меньше, чем на управление командой.
Слово «конвейер» в данном случае подчёркивает, что специалисты выполняют либо однотипные задачи одновременно, либо разнотипные задачи последовательно. Всё как на классической производственной линии.
Группы-конвейеры часто задействуют в сфере создания информационных продуктов, особенно при создании сайтов, приложений и т. д. Каждый специалист пишет свою часть кода. Потом эти куски собираются воедино.
Группа-конвейер и команда необходимы, когда нужно создать новый продукт или новую услугу. Если цель проекта – поиск идеи или подобная творческая задача, то её может решить любая группа специалистов. Нужно просто грамотно организовать взаимодействие внутри неё, обеспечив фасилитационную поддержку процесса, которая, во-первых, позволит включить в обсуждение всех участников, так как фасилитатор ограничит активность наиболее деятельных людей и «расшевелит» молчунов. Во-вторых, он направит «мысль коллектива» в нужное русло. Во-третьих, зафиксирует каждую идею, найденную в ходе обсуждения, и ни одна важная мысль не будет утеряна.
Кроме того, в обязанности фасилитатора входит установка основных правил общения (сколько времени отводится участнику на высказывание, как будет принято итоговое решение и т. д.), а также предотвращение и урегулирование конфликтов. Главная задача фасилитатора – провести беседу так, чтобы каждый участник получил необходимый ему результат. В процессе общения группы фасилитатор занимает нейтральную позицию. Он просто посредник. Он не навязывает свою позицию, не вступает в споры и не принимает решений.
Каких целей можно достичь с помощью группового обсуждения, проходящего под присмотром фасилитатора? Можно не только генерировать идеи, но и намечать тактику и стратегию развития, узнавать разные мнения. Участие в таком обсуждении даёт сотрудникам ощущение собственной значимости и причастности к общему делу, к итоговому результату.
Таким образом, ко всем проектам не нужен командный подход, поскольку он слишком трудо- и времяёмкий и требует менеджмента высочайшего уровня.
Тип группы, который необходимо задействовать для реализации того или иного проекта, определяется только спецификой этого проекта и спецификой того типа коммуникации, который нужен, чтобы его завершить.
Комментарии 0