Как использовать совместное творчество в качестве стратегии создания ценностей
Совместное творчество становится всё более популярной управленческой парадигмой в государственных и частных организациях. Подход, основанный на сотрудничестве, рассматривается как способ поиска ответов на сложные проблемы и разработки инновационных решений.
Цель – принести пользу обществу в целом, а также гражданам, клиентам, частным компаниям и отдельным группам интересов, которые имеют то или иное отношение к проблеме или решению.
Возникает вопрос: что парадигма совместного творчества позволяет нам сделать такого, чего нельзя было сделать раньше? Более того, готова ли ваша организация извлечь выгоду из нового подхода к сотрудничеству?
В этой статье вы узнаете о некоторых упущенных дилеммах в понимании проектов совместного творчества. Кроме того, вы получите рекомендации о том, как подготовить свою организацию к тому, чтобы получить выгоду в качестве партнёра в проекте совместного творчества.
Что нового в парадигме совместного творчества?
Совместное творчество само по себе не является новым явлением. Однако, развивая со-творчество как парадигму, управленческий подход приобретает более стратегический вид. Другими словами, мы получаем теоретическое понимание того, что должно присутствовать в нашей работе как со-творцов.
Основополагающая идея совместного творчества заключается в том, что организации вступают в партнёрство для решения конкретных масштабных и сложных проблем, которые не могут быть решены одним партнёром в одиночку. Как правило, эти проблемы пересекаются через профессиональные и отраслевые границы. Часто в процесс тесно вовлечены определенные группы интересов и пользователей.
Проблемы, которые необходимо решить, могут касаться чего угодно – от проблем с окружающей средой, ухода за пациентами в больницах, выживания местных сообществ до разработки новых продуктов и решений.
Идея заключается в том, что все вовлеченные партнёры вносят свой вклад и получают долю от созданной стоимости.
Примером может служить разработка новой системы утилизации отходов. Сообщество получает решение, при котором больше людей сортируют свой мусор, что позволяет более эффективно перерабатывать его. Поскольку пользователи вовлечены в этап тестирования, они принимают на себя ответственность за решение. Более того, понимание поведения пользователей расширяет знания производителей о том, как они могут ещё больше оптимизировать решение, что даёт ещё одно преимущество с точки зрения продажи системы управления отходами. Наконец, сборщики отходов получают лучшее решение.
Характеристики парадигмы совместного творчества
Определение совместного творчества часто бывает расплывчатым и неконкретным. Тем не менее, оно включает в себя общие черты. Создание ценности является основным элементом. Должна существовать высшая цель, представляющая общий общественный интерес, и в то же время все партнёры должны ощущать ценность.
Таким образом, совместное творчество опирается на общие интересы партнёров. Сотрудничество требует открытости для новых и различных перспектив, а также прозрачности в отношении методов работы и интересов партнёров.
Эта парадигма рассматривается как альтернатива парадигме конкурентного менеджмента и способствует развитию кооперативного подхода. Как государственные, так и частные компании используют этот подход для стимулирования своих намерений «работать вместе» в интересах конкретной общественной проблемы, которая оказывает влияние как на общество, так и на прибыль компаний, конечных потребителей и граждан.
Истории об успешных проектах совместного творчества показывают, как можно совместно создавать общественную ценность и одновременно создавать ценность для вовлеченных партнёров. Однако эти истории не рассказывают о конфликтах, разочарованиях и несоответствиях, которые лежат в их основе и являются частью истории для тех, кто работает с проектами совместного творчества.
К сожалению, когда проекты завершаются и отмечаются успехи, мы, как правило, не обращаем внимания на возможности обучения, которые заключаются в непредвиденных результатах и итогах, которые также являются частью всех проектов. А жаль, ведь именно на примере этих специфических процессов мы можем узнать, каковы плюсы и минусы парадигмы со-творческого проекта как такового.
Исследование проекта совместного творчества
Давайте возьмём для примера проект модернизации одной из школ Сочи. Некоторые классы нуждались в улучшении микроклимата, и в рамках проекта был разработан новый комплексный подход к ремонту школ.
Были приглашены компании, обладающие специальными навыками в области вентиляции, потолков и окон. Кроме того, в проекте участвовали исследователи и аналитики, чтобы оценить эффект от использования нового оборудования. Консалтинговая компания занималась опросами пользователей и привлечением учителей и учеников, которые также использовали проект в своих учебных занятиях. Наконец, для управления проектом и дизайна интерьера была привлечена архитектурная компания.
Ценность имеет разные формы
Общая общественная ценность проекта заключалась в создании лучшего микроклимата в помещении для учеников и учителей и, таким образом, в создании более благоприятной среды для обучения. Инициатором проекта выступили муниципальные власти. Остальные партнёры присоединились к проекту позже, когда проект был официально сформулирован как совместный творческий проект.
Согласно теории, можно было бы ожидать, что эта первая определенная ценность – улучшение микроклимата в помещении для учеников и учителей – была основным пониманием ценности в проекте среди заинтересованных сторон. Однако это оказалось не так.
Кроме руководителя проекта и муниципалитета, никто из партнёров не выделил это как «опытную ценность» проекта. Для них ценность была связана в основном с их собственными бизнес-целями, тестированием продукции или предоставлением данных, которые могли бы укрепить их знания о собственной продукции.
Несмотря на разные взгляды партнёров на ценность, проект все же удалось реализовать. Некоторые из партнёров действительно имели более разнообразное понимание создаваемой ценности. Они указали на несколько ценностей, которые были созданы в рамках проекта.
Точно так же и руководитель проекта имел очень разнообразное и точное представление о том, как проект создал ценность для каждого из партнёров. Одной из основных задач было содействие установлению связи между этими разными точками зрения.
Как возникает легитимность в ходе проекта совместного творчества
Различный опыт создания ценности не обязательно должен быть препятствием на пути к финишу проекта. Тем не менее, они влияют на опыт процесса совместного творчества.
Легитимность проекта тесно связана с соглашениями и разногласиями между партнёрами. Это выражается в том, что партнёры склонны дистанцироваться, если не соглашаются с высказываниями друг друга. То же самое происходило в примере со школой, когда партнёры не соглашались с методами, измерениями или с отношением других партнёров к намерению участвовать в проекте.
Один из партнёров, например, утверждал, что другой партнёр слишком сосредоточен на собственных результатах, и это «неправильная основа» для участия в проекте. Аналогичным образом, некоторые примеры показывают, что общее понимание между участниками создало легитимность и взаимное доверие как в отношении различных партнёров, так и в отношении того, что проект находится на правильном пути.
Неудивительно, что общее понимание сближает партнёров. Как и то, что разногласия вызывают некоторую дистанцию. Однако в перспективе, которая приглашает к открытости по отношению к различиям, можно было бы ожидать, что диалог и понимание между партнёрами будут явно цениться.
В целом участникам было сложно в какой-то степени отбросить свои собственные интересы. Более того, некоторые партнёры даже не знали, что проект является проектом совместного творчества. Они также не знали о характеристиках этого типа сотрудничества – несмотря на то, что они были чётко прописаны в партнёрском соглашении.
Таким образом, анализ показывает, что намерения парадигмы совместного творчества рискуют исчезнуть в «пылу борьбы», во время рабочих процессов в проектах.
Потенциал проекта совместного творчества
Проекты совместного творчества обычно базируются вне организационного контекста и управляются через организационные границы. Потенциал в проектах не задан, и нет чёткого определения, какие элементы считаются частью потенциала.
Под потенциалом здесь понимается нефизическая организационная основа проекта, например, такие ресурсы, как участники, знания, компетенции, мандат и партнёрские соглашения. Но, подобно различным взглядам на ценность, участники часто имеют разные взгляды на то, как должен быть организован и продвигаться проект, а также на то, что они сами должны привнести в него.
Некоторые моменты, касающиеся проекта, могут оставаться неясными. Это приводит к большой свободе в поиске новых решений и работе с новыми стандартами и методами. Поскольку большая часть планирования происходит в проектной группе, это также оставляет многие вещи открытыми для переговоров по ходу дела. И эти переговоры могут идти в разных направлениях, некоторые из которых совсем не предполагались в процессе планирования – как в хорошую, так и в плохую сторону.
Например, в рамках школьного проекта был создан новый инструмент общего анализа для школ, начинающих проект модернизации. Этот инструмент должен был использоваться вне профессиональных границ. Все партнёры по проекту рассматривали его как созданную ценность, однако изначально он не был частью проекта.
Более того, участие в проекте совместного творчества подразумевает работу с ещё большим количеством неопределенностей, чем когда проекты определяются в рамках одной организации.
Кроме того, роль руководителя проекта не совсем ясна, так как мандат на управление время от времени обсуждается. Функция менеджера проекта заключается в том, чтобы объединить партнёров вокруг общей цели. Это должно быть сделано с глубоким пониманием того, что мотивирует партнёров к участию. С одной стороны, менеджер проекта должен создавать структуру, планировать проект и обеспечивать прогресс. С другой стороны, он должен содействовать процессу, обеспечивая сплоченность группы и поощряя открытость и прозрачность. Таким образом, баланс между управлением и фасилитацией – дело тонкое.
Если участники не понимают парадигму и свою индивидуальную совместную ответственность в свете групповой, у проекта будут крайне низкие шансы. Даже самый лучший менеджер проекта не может самостоятельно обеспечить создание ценности для каждого партнёра.
Каждый партнёр должен осознавать, что он играет определенную роль для поддержания динамики в группе. Каждый вносит свой вклад в легитимацию ролей, профессиональных дисциплин и решений других участников проекта. Они должны приложить усилия, чтобы получить прибыль от создания ценности.
Связь проекта совместного творчества с организациями партнёров
Одна из сил парадигмы совместного творчества заключается, как уже говорилось выше, в том, что проекты часто осуществляются параллельно с обычной повседневной деятельностью. Следовательно, возникает меньше административных препятствий, а рамки проекта оптимизированы для стимулирования развития.
В то же время такая организация предполагает особые требования к организациям, участвующим в проекте. Чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами, они должны знать, как внедрить полученные в ходе проекта знания и опыт в последующую деятельность.
Если снова обратиться к примеру с ремонтом школы, то участники уделяли большое внимание результатам, полученным в ходе проекта, и тому, как они будут использовать результаты измерений, документацию и т. д. в будущем. Однако были и различия в том, как организации интегрировали проект в повседневную деятельность, и не в последнюю очередь в том, кого они привлекали.
В муниципалитете большое внимание уделялось необходимости создания политической и административной поддержки проекта. Это достигалось за счет актуальной информации и обновления статуса проекта. Наряду с этим чётко разработанный план вовлечения пользователей в проект открыл муниципалитету глаза на новый метод работы. Этот метод подразумевает вовлечение и, соответственно, поддержку со стороны учителей и учеников и будет внедрён в будущие проекты реконструкции в муниципалитете.
В то время как муниципалитет уделял основное внимание управлению заинтересованными сторонами через политические и административные границы, другие партнёры не имели такого же внимания или необходимости мыслить через внутренние границы.
Вместо этого они связывали создание ценности с конкретным результатом, который и послужил причиной участия компании в проекте – например, тестирование продукта, изучение мнения конечного пользователя, сбор данных для научной статьи и т. д.
Различные способы интеграции знаний, полученных в ходе проекта, дают представление о способности участников мыслить, преодолевая границы, и об их взглядах на ценность с точки зрения других участников.
Таким образом, из проведенного анализа можно сделать однозначный вывод: чем лучше вы интегрируете проект в свою организацию, тем больше пользы сможете извлечь.
Истории повышают ценность проекта совместного творчества
Коммуникация – эффективный способ повысить ценность проектов совместного творчества. Истории способствуют профилированию проекта в интересах политиков и организаций, участвующих в проекте. Истории также обеспечивают легитимность и поддержку проекта. Однако если опытные ценности участников слишком отличаются друг от друга, может возникнуть препятствие: какова основная идея сюжета?
Ученый может увидеть захватывающий результат исследования; поставщики услуг получат интересные знания, которые могут принести пользу маркетингу, а муниципалитет и профсоюз увидят хорошую историю о лучшем микроклимате в помещении и более счастливых учителях и учениках.
Следовательно, необходимо разработать хорошую коммуникационную стратегию, которая будет иметь общую главную сюжетную линию, но в то же время будет предусматривать множество различных подсюжетов. Кроме того, должно быть ясно, кто выполняет коммуникационные задачи. Не факт, что участники проекта также обладают компетенциями, позволяющими им в достаточной мере рассказывать о проекте. Поэтому участникам рекомендуется сотрудничать с коллегами по коммуникациям в своих организациях.
Проекты совместного творчества похожи на шмелей
Проекты совместного творчества – это совместное создание ценности. Предпосылкой является то, что любопытство, открытость, непохожесть и прозрачность способствуют разработке хороших решений. Однако есть некоторые признаки того, что участники проектов не всегда осознавали эту парадигму.
Не забывайте, что участники по своей природе не обладают пониманием того, как друг друга понимают ценности и создание ценностей. И все же проекты могут достигать своей цели, и ценность создается. Более того, рассказываются общие истории о сотрудничестве и ценности для конечных пользователей. Таким образом, совместное творчество похоже на шмеля: его крылья выглядят слишком маленькими, чтобы он мог летать, но тем не менее он летает!
И почему это возможно?
Отправной точкой является общий интерес или стремление к созданию ценности, которые объединяют партнёров. Кроме того, проекты должны обладать необходимым потенциалом: правильной организацией, нужными людьми и профессиональными компетенциями. Важен компетентный руководитель проекта, а также чёткое определение ролей, обязанностей и результатов. Легитимность и поддержка внутри и вне проекта необходимы на протяжении всего процесса. Наконец, сюжетная линия – это ключ к распространению результатов и решений, и не в последнюю очередь – к созданию ценности проекта совместного творчества.
Вопросы, которые вы должны задать себе, прежде чем присоединиться к партнёрству:
Каковы ваши интересы и интересы вашей организации в участии в проекте?
Как эти интересы связаны с общественной целью, которую партнёры должны создать вместе?
Что другие партнёры хотят получить от сотрудничества?
Готовы ли вы при необходимости поставить общие интересы выше своих собственных?
Какова ваша особая роль и роль в проекте, и как вы можете внести свой вклад в эффективный процесс?
Готова ли ваша организация принять участие в проекте совместного творчества – знаете ли вы предпосылки для сотрудничества и умеете ли вы извлекать пользу?
Комментарии 0