Уолт Дисней – человек, сделавший мультипликацию бизнесом
Создатель Микки-Мауса появился на свет 5 декабря 1901 года в Чикаго в семье бедных ирландских эмигрантов. Как и его братья, он начал работать рано: разносил газеты по утрам.
Уолта увлекало рисование, однако денег на карандаши и бумагу не было, поэтому мальчик использовал вместо холста заборы, а вместо кисти и красок – палку и смолу.
Учёбу Дисней бросил: началась Первая мировая война. Парень поступил в Красный Крест, уехал во Францию и почти год водил там санитарную машину.
Вернувшись в США, молодой человек осел в Канзас-сити, где как рисовальщик занялся производством рекламы, а в свободное время, то есть ночами, создавал мультфильмы. Свой дебют он назвал «Смехограмма».
Летом 1923 года Уолт перебрался в Голливуд. Здесь он объединил усилия со своим старшим братом Роем, который занялся финансовой и хозяйственной стороной дела. Диснеи наняли нескольких художников и начали производить короткие анимационные фильмы. 16 октября того же года на свет появилась The Walt Disney Company.
Первым придуманным Диснеем мультперсонажем был Кролик Освальд. 26 серий его приключений снискали успех у публики. Однако права на персонажа принадлежали дистрибьютору из Нью-Йорка Маргарет Уинклер, которая через год сотрудничества переманила к себе нескольких диснеевских художников и сама начала производить фильмы об этом герое. Великий мультипликатор не повторил ошибки: права на всех следующих его персонажей принадлежали исключительно ему.
И Дисней быстро стал их монетизировать. Как-то к нему обратился предприниматель из Нью-Йорка и, предложив вознаграждение в $300, попросил разрешить ему печатать изображение Микки-Мауса на авторучках. Уолту требовались деньги, и он согласился. После этого мультяшки – Дональд Дак, собака Плуто, пёс Гуффи и другие – стали появляться на посуде и школьных тетрадках, зубных щётках и фантиках от конфет.
А Дисней уже знал, как зарабатывать мультипликацией больше! Нужно снимать полнометражную анимацию. Он был уверен в её успехе, хотя некоторые его сотрудники сомневались, что фильм без живых актёров привлечет публику в кинотеатры. Работа над «Белоснежкой и семью гномами» кипела три года. Лента обошлась $1,499 млн. Баснословные для середины 1930-х деньги. The Walt Disney Company даже залезла в долги, взяв кредит в Bank of America.
Первая в истории полнометражная мультипликационная лента, вышедшая в 1937 году, принесла своему создателю 8 млн долларов. Этих денег хватило на постройку нового здания студии в городе Бербанке.
После Второй мировой войны Уолт Дисней занялся продюсированием, включившись в производство художественных фильмов для детей и передач для телевидения. В начале 1950-х во время одной из семейных прогулок мультипликатору пришла идея создать парк развлечений. 17 июля 1955 года в калифорнийском городе Анахейме открылся первый Диснейленд.
Работа занимала большую часть времени мультипликатора. Но, к счастью, не всё. Ещё в июле 1925 года Дисней женился на своей секретарше Лиллиан Боундс. Они воспитали двух дочерей – Диану и Шарон. А сколько детей выросли на диснеевских фильмах и сериалах, не счесть.
Уолт Дисней ушёл из жизни 15 декабря 1966 года. Рак лёгких. Мультипликатор был заядлым курильщиком.
За почти 55 лет без своего основателя «Дисней» перерос формат мультипликационной студии, став огромнейшим медиахолдингом.
«Дисней» в наши дни
Сейчас «Дисней» часто называют Мышиной корпорацией. В конце 2020 года её капитализация оценивалась в $327 млрд. Хотя ещё в начале 2000-х студия переживала затяжной творческий кризис. Но после того как в 2005-м у диснеевского руля встал Боб Айгер, ситуация стабилизировалась. Новый глава выбрал нетривиальную тактику оздоровления компании – приобретать независимые студии, которые регулярно снимают кассовые хиты. И трудные времена остались позади! Началась эпоха устойчивого развития. «Дисней» окреп настолько, что два года назад за баснословные деньги купил одного из своих крупнейших конкурентов – Fox. Другие активы обошлись Мышиной корпорации на порядок дешевле.
Вот так за 15 лет «Дисней» стал студией, которая по сути правит миром. Её фильмы и мультфильмы регулярно возглавляют международный и американский бокс-офисы. Да и национальные тоже. Только Китаю и Индии с их с собственными миллиардными аудиториями и мощными киноиндустриями удаётся противостоять «мышиному» натиску. Остальные, увы, пока проигрывают. Для примера: первые три строчки бокс-офиса уик-энда 18–21 ноября 2021 года в России остались за диснеевскими фильмами «Вечные» (снят Marvel), «Последняя дуэль» (снят Fox) и «Французский вестник» (снят Searchlight Pictures, дочкой Fox). И лишь четвёртое место досталось отечественному кино – патриотическому проекту «Небо».
«Дисней» в России
Советские дети познакомились с диснеевскими мультиками в начале 1990-х, когда по центральному телевидению в воскресный прайм-тайм показали «Утиные истории», «Чипа и Дейла», «Чёрного плаща» и другие сериалы. Потом пришла эпоха кабельного ТВ, видеосалонов и VHS, когда уже российская публика посмотрела полнометражную диснеевскую классику, начиная с «Белоснежки», и влюбилась в тогдашние диснеевские хиты – «Красавицу и чудовище», «Аладдина» и «Короля Льва».
К середине 2000-х в России восстановился кинопрокат, и «Дисней» завоевал уже наши кинотеатры. Чуть позже была сделана первая попытка снять фильм для семейного просмотра на нашем материале совместно с нашими кинематографистами. Однако «Книга мастеров» особого успеха не снискала. Зато, видимо, были сделаны необходимые выводы.
В октябре 2017 года на российских больших экранах появился «Последний богатырь» и собрал за 1,5 месяца 1,7 млрд рублей. Продолжение истории – «Последний богатырь: Корень зла» – вышло 1 января 2021 года. Его бокс-офис – уже 2,1 млрд руб. Релиз завершения трилогии – «Последний богатырь: Посланник тьмы» – запланирован на 23 декабря 2021 года. С большой вероятностью третий фильм превзойдёт результаты второго. И один из секретов успеха этого проекта явно участие в нём «Диснея», ведь без руководящей и направляющей роли Мышиной корпорации наши кинематографисты, к сожалению, пока не могут снять оригинальные художественные фильмы-хиты для семейной аудитории.
Дистрибьютор «Дисней Студиос» показывает в России не только фильмы собственно диснеевского производства, но и прокатывает знаковые отечественные ленты, тем самым поддерживая их. «Дорогие товарищи!», «Трое», «Майор Гром: Чумной доктор», «Скажи ей».
Да, «Дисней» является лидером рынка производства и распространения художественного и анимационного кино. Кто-то даже говорит о «мышином» монополизме. Но сама компания, во-первых, не почивает на лаврах, а постоянно идёт вперёд, во-вторых, конкурирует добросовестно, в-третьих, умеет договариваться, сохраняя баланс своих и чужих интересов. Простой пример: в начале 2021 года «Дисней Студиос» отложила на две недели релиз своего мультфильма «Душа», чтобы унивёрсаловская анимация «Семейка Крудс: Новоселье» спокойно завершила российский прокат. Столкнись два амбиционных проекта в кинотеатрах, недополучили бы оба. А так бокс-офис мультфильма Universal составил 932 млн руб., а пиксаровско-диснеевский шедевр заработал 1,3 млрд руб.
В общем, The Walt Disney Company, которой 16 октября 2023 года исполнится 100 лет, можно считать примером честного ведения бизнеса и образцом устойчивого развития в постоянно меняющемся мире.
Комментарии 0