Секреты успешного публичного выступления. Часть 1
В прошлой статье я рассказала, как готовиться к публичной речи. В этой – расскажу, что делать, чтобы во время выступления максимально полно реализовать «домашние заготовки», и как действовать, если что-то пойдёт не по плану – глобально или в мелочах.
Напомню, перед выходом на сцену нужно размяться. Во-первых, физическая активность приведёт вас в работоспособное состояние. Во-вторых, поможет вам успокоиться. В-третьих, настроит ваш голос на долгое говорение. Самые простые упражнения – это быстрая ходьба, взмахи руками, произнесение скороговорок, гримасничанье, которое расслабит мышцы лица и шеи, что облегчит артикуляцию и придаст яркости и естественности мимическим движениям. Если позволяет время, ещё раз вслух прочитайте текст вашего выступления. Так вы вспомните, где нужно сделать паузу и какие части высказывания нужно подчеркнуть интонационно.
Хорошо, если у вас будет свой ритуал выхода на сцену, который позволит вам сконцентрироваться. Да, это могут быть и те самые упражнения, а может быть проверка звука, света, проектора и прочих технических аспектов выступления. Либо чтение про себя любимого стихотворения – произнесение ритмически организованного текста успокаивает.
Когда вы появитесь перед слушателями, вас должны им представить (предыдущий оратор или ведущий мероприятия). Если такая опция не предусмотрена, то приготовьте короткую – максимум минутную – самопрезентацию. Сделайте упор на ваш профессиональный опыт и вашу экспертность, но избегайте неприкрытого пиара и прямой рекламы. Иначе у аудитории может возникнуть барьер установки. Это предвзятое отношение к оратору, которое мешает слушателям объективно воспринимать содержание его речи, поскольку у людей уже сложилось впечатление, что выступающий –пустой человек, говорящий о себе, а не о деле.
В начале вашего сообщения продемонстрируйте аудитории уважение, и она ответит вам тем же. Для этого говорите спокойно и уверенно, но не безапелляционно, и установите зрительный контакт с несколькими людьми, сидящими в разных концах зала. Если вы видите, что люди не отвечают вам взаимностью, то, возможно, есть барьер отрицательных эмоций, который возникает, когда слушатели уже успели устать или они расстроены какими-то неприятными событиями, случившимися накануне вашего выступления. Чтобы вернуть аудиторию в работоспособное состояние, взбодрите её шуткой или короткой весёлой историей. Может быть, скажите пару слов о тех самых неприятных событиях. И то и другое позволит вам создать позитивный эмоциональный контакт со слушателями.
И последний контакт, который оратор должен создать, – это контакт познавательный, обеспечивающий интеллектуальное взаимодействие с людьми. Чтобы оно возникло, у слушателей должен появиться интерес к вашей тему, к тому, о чём вы говорите. Для этого приведите какой-то интересный, неожиданный или парадоксальный факт. Например, спросите, когда была опубликована первая в истории реклама. Народ задумается и начнём предполагать, хотя возможно, что кому-то известно, в каком году это произошло. Из зала будут выкрикивать версии. Так вы и людей разогреете, и установите все необходимые контакты – зрительный, эмоциональный и познавательный. Кстати, правильный ответ – в 1477 году в Великобритании опубликовали рекламу молитвенной книги. Обратите внимание, что вопрос именно про рекламу, напечатанную на бумаге типографским способом, потому что рукописная реклама появилась задолго до нашей эры. И это тоже способ завязать диалог с аудиторией.
Как понять, что контакт с аудиторией установлен? По заинтересованным лицам слушателей, по направленным на вас, а не в окно и не в телефон взглядам, по репликам и вопросам из зала. Вот только установить контакт мало, нужно поддерживать его до самого конца выступления, чтобы у слушателей не появилось ни равнодушия, ни скуки. А для этого необходимо говорить с людьми, а не в их присутствии, и последовательно задействовать у зрителей все три вида внимания, которыми обладает любой, – непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает без усилий воли, когда человек внезапно сталкивается с сильным раздражителем (яркий свет, резкий звук и под.), либо когда человек видит или слышит что-то неожиданное (НЛО, русская тройка, мчащаяся в потоке машин, и проч.), либо когда человек видит или слышит то, что поможет ему удовлетворить его насущные потребности (голодный заметит еду, испытывающий жажду – воду и т. д.). Главные особенности непроизвольного внимания – оно неустойчиво, быстро ослабевает и произвольно переключается с одного объекта на другой. Именно его нужно «включить» в начале вашей речи, чтобы люди обратили на вас внимание.
Дальше нужно задействовать произвольное внимание, возникающее благодаря волевым усилиям человека, который сознательно направляет его в тот или иной объект. И объект этот чем-то интересен человеку. Вот почему у слушателей обязательно нужно вызвать интерес, а для этого подготовить такую вступительную часть речи, которая завладеет мыслями зрителей. Это могут примеры из профессиональной практики, удивительные истории из личной жизни, интерактив (вопросы и просьбы, адресованные аудитории). Всё названное можно сочетать с фото, видео, инфографикой и прочей наглядностью.
Если человек так захвачен выступлением, что, открыв рот, слушает без приложения волевых усилий, то у него включилось послепроизвольное внимание. Оно длительно, устойчиво, не вызывает утомления. Его может хватить на несколько часов непрерывного слушания и/или смотрения. Вот почему только опора на послепроизвольное внимание слушателей гарантирует оратору успешное выступление.
Ещё один залог успеха – это быть с аудиторией на равных. Да, вы знаете больше тех, кто пришёл вас послушать, но это не даёт вам право смотреть свысока и умничать. Используйте в выступлении нейтральную лексику и старайтесь не употреблять сложных терминов, а если употребили, то тут же доходчиво объясните значение слова, не знакомого широкой аудитории.
Выступая, соблюдайте простые правила:
Не держите руки в карманах и за спиной, а также не берите посторонние предметы;
Не принимайте закрытых и оборонительных поз (скрещенные руки /или ноги);
Не сутультесь;
Не стойте на одном месте, двигайтесь: так аудитория будет воспринимать вас как энергичного человека;
Не шаркайте ногами, перемещаясь по сцене;
Не надевайте маску невозмутимого человека, которому море по колено. Ваше лицо должно быть живым, выражающим те эмоции, которые вы испытываете в моменте;
Не пытайтесь перекричать аплодисменты. Возьмите паузу, дождитесь, когда люди перестанут хлопать, и только потом продолжайте говорить.
В одной статье трудно перечислить все факторы, влияющие на успешность публичного выступления, так что разговор об этом продолжим в следующем тексте.
Комментарии 0