Как сделать публичную речь выразительной
Выразительной называют речь, созданную с помощью средств языка, которые позволяют привлечь внимание слушателей и вызывать их интерес, а также воздействовать на их умы и души.
Сильным выразительным средством языка является интонация, однако писать о ней бессмысленно. Чтобы научиться выразительно интонировать, нужно наблюдать за публичными выступлениями актёров и политиков, слушать аудиокниги, озвученные профессиональными чтецами, смотреть дублированные фильмы и тренироваться – записывать свою речь на аудио или видео, а потом анализировать, что получается, а что нет, и пробовать снова.
Теперь поговорим о вербальных выразительных средствах языка.
Синонимы. Напомню, что это слова одной части речи, имеющие близкие значения. Сравните: дом, жилище, здание, хата, хоромы, домишко, домище, домик, крепость, особняк, имение, поместье. У каждого из этих слов своя эмоциональная окраска – положительная или отрицательная, поэтому каждое из них точно передаёт отношение говорящего к названному явлению, и, следовательно, добавляет высказыванию смысла и делает речь богаче.
Сравнения. Эффективный инструмент сделать свою речь образной, понятной, незабываемой. Один немецкий предприниматель сказал, что менеджер похож на дирижера оркестра, но в бизнесе нет репетиций. Дейл Карнеги сравнивал оратора без плана со слепым, которого ведёт другой слепой.
Придумать яркое сравнение непросто. В этом нужно специально упражняться, когда есть свободное время. Например, сидя в очереди или ожидая опаздывающего человека.
Эпитеты. Это образные определения, которые передают отношение говорящего к предмету речи. Например, безумная бетономешалка об автомобиле, который на высокой скорости проехал перекрёсток на красный свет. Или раскалённый час.
Если не удаётся найти какие-то необычные эпитеты, то лучше обойтись без них, чем использовать те, к которым все привыкли: важная задача, огромное значение и т. д.
Метафоры. Скрытые сравнения. Чаще всего они встречаются в художественной литературе, особенно в поэтических текстах. Это сложное выразительное средство. Оно требует таланта и мастерства. Например, чертоги смородины, в которых в стихотворении Николая Олейникова живут насекомые.
Метонимии. Это слова или сочетания слов, которые называют предметы и явления на основании некоторой связи между ними. Например, художественное стекло (перенос по модели «материал – изделия из него»), знаменитый бас (о певце) (перенос по модели «наименование характерного признака человека – наименование самого человека»), домашние заготовки (перенос по модели «действие – результат действия»), визг площадей (перенос по модели «наименование места – наименование действия, которое совершают люди, находящиеся в этом месте». Сама площадь визжать не может, визжат люди, которые её заполнили). Визг площадей – метонимия из стихотворения М. И. Цветаевой.
Синекдохи. Количественный подвид метонимии, суть которого в том, что единственное число употребляется в значении множественного или наоборот. «Швед, русский – колет, рубит, режет» (А. С. Пушкин «Полтава»). На поле боя ведь были не два человека, а десятки тысяч, однако для выразительности поэт использовал синекдоху.
Гиперболы. Осознанные преувеличения. «В 140 солнц закат пылал» (В. В. Маяковский). «Мы заработаем все деньги мира!». «За час можно обзвонить 100 клиентов».
Литоты. Это, наоборот, осознанные преуменьшения. «На обед нужна одна секунда», «Отсюда один шаг до офиса» (а на самом деле 100 метров) и т. д.
Ирония. Слово или выражение, которое употреблено в обратном смысле, чтобы высмеять что-то. Допустим, назвать хорошим примером пример неподходящий и/или неудачный.
Олицетворение. Это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы и абстрактные понятия: платёжный терминал задумался, берёза плачет, туча хмурится и т. д.
Сравнения, эпитеты, метафоры, метонимии, синекдохи, гиперболы, литоты, олицетворения и ирония относятся к тропам, то есть к словам или оборотам речи, употреблённым в переносном значении. Кроме них, к средствам выразительности являются стилистические фигуры, то есть особенным образом построенные фразы.
Риторические восклицания. Это эмоциональные утверждения или, наоборот, отрицания, которые привлекают внимание слушателей и призывают их разделить точку зрения оратора. Какая прекрасная погода! О времена, о нравы! и под.
Риторические обращения. Обращение к аудитории, привлекающее её внимание и выражающее отношение оратора к ней. «Друзья мои!», «Дорогие коллеги!», «Дорогие люди!», «Дорогие все!» и т. д. Либо фраза, выделяющая значимую мысль или ключевую идею. Ещё две функции риторических обращений – подчёркивать торжественность момента и передавать оттенки эмоционального состояния оратора.
Риторические вопросы. Это утверждение, выраженное в форме вопросительного предложения, поэтому ответа оно не только не требует, но и не предполагает. Такое утверждение приковывает внимание слушателей к проблеме, служит переходом к следующей мысли (части выступления), побуждает аудиторию к каким-то действиям или размышлениям либо может добавить в речь оратора юмор. «Зачем вообще мы вывели на рынок этот товар?», «Почему мы не успели вовремя выполнить заказ?», «Мы действительно надеялись на удачу?» и под.
Градация. Стилистическая фигура, суть которой состоит в том, что слова располагаются в порядке усиления или ослабления их значения. «Пришёл, увидел, победил». «Шёпотом, полушёпотом, молча». «Страшный, ревущий, свирепый» и под.
Синтаксический параллелизм. Это одинаковое строение соседних фраз или простых предложений, входящих в состав сложного. «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт» (В. И. Лебедев-Кумач). «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» (М. Ю. Лермонтов).
О пословицах, поговорках, крылатых выражениях, афоризмах, фразеологизмах и цитатах из различных произведений искусства необходимо поговорить отдельно. Их можно свободно включать в публичную речь, поскольку они украшают её, точно и кратко передавая сложные и объёмные смыслы, однако нужно учитывать, что представители молодых поколений не очень хорошо знакомы с этими пластами лексики. Плюс, цитата, откуда бы она ни была взята, должна быть понятна без контекста. Например, чтобы понять цитату «Знать путь и пройти его – не одно и тоже», не нужно знать, в какой сцене фильма «Матрица» она прозвучала. Более того, даже не нужно знать, что это цитата из «Матрицы». А вот фраза оттуда же – «В этом наш шанс» – без контекста может быть не понятна. Её произносит Нео в ответ на напоминание Тринити о том, что раньше такого никто не делал (не похищал людей у агентов Смитов).
Чтобы ваша речь на публике была выразительной, нужно читать хорошие тексты – классические и современные, брать уроки мастерства у опытных ораторов, а также сотрудничать с профессиональным литературным редактором, который проверит текст выступления и поправит найденные ошибки, в том числе в выразительных средствах языка, а также подскажет, как сделать текст лучше.
Комментарии 0