Секреты киноязыка: основные элементы, которые помогают режиссерам создавать шедевры
Кинематографический язык динамичен, он не стоит на месте и меняется с течением времени. Но, даже при большой изменчивости киноязыка, некоторые приёмы актуальны и по сей день.
Многие распространённые в наши дни приёмы были придуманы ещё очень давно во времена экспериментального кинематографа. Широко используемые сейчас приёмы, к которым мы так привыкли, разрабатывались в рамках проектов с достаточно большим бюджетом, что позволяло режиссёрам внедрять определённые новшества и пробовать инновационный техники для обеспечения высокой точности.
Но с течением времени меняется не только кинематографический язык, но и вкусы зрителей. Современный человек привык к качественному изображению, реалистичным спецэффектам, красивым костюмам и невероятно правдоподобной игре актёров. В наши дни зрители прекрасно понимают кинематографический язык, могут отличить друг от друга некоторые приёмы, например, использование статических или динамических кадров, а также с лёгкостью понять задумку сценариста и режиссёра. Вероятно, не каждый человек разбирается в разновидностях планов или кадров, но люди в наши дни хорошо понимают то, что использованием того или иного приёма хотела сказать команда, работавшая над фильмом.
Благодаря тому, что зрители стали намного лучше разбираться в киноязыке, создаётся прекрасная возможность для режиссёров, сценаристов и операторов донести до зрителей идеи и мысли, свою точку зрения относительно какого-либо вопроса. Но для того, чтобы сделать это грамотно, следует знать некоторые приёмы кинематографа, среди которых можно выделить семь классических.
Наезд с наклоном вверх
Данный приём позволит раскрыть персонажа с очень интересной стороны, потому что, используя данный приём, вы даёте зрителю понять, что ваш персонаж смелый и властный человек с достаточно твёрдым характером.
Следует понимать, что наведение камеры на персонажа позволяет акцентировать на нём внимание, но, если прямая съёмка персонажа просто обращает на него внимание, то съёмка одного конкретного персонажа снизу с наездом, позволяет показать его важность в определённой обстановке, что позволит зрителю охарактеризовать данного героя, как властного человека.
Использование данного приёма на съёмках, позволит создать запоминающиеся кадры и, в случае необходимости подчеркнуть драматичность ситуации, что позволит сделать фильм запоминающимся.
Незначительно замедленная съёмка
Некоторые режиссёры считают, что скорость замедленной съёмки должна быть маленькой, ведь только при небольшой скорости зритель сможет полностью проникнуться моментом и точно запомнит просмотренный им фильм или сериал. Но, стоит понимать, что не всегда маленькая скорость замедленной съёмки является оправданной и необходимой в целом. Как правило, выбирается частота на уровне 36 кадров в секунду, что позволяет создать достаточно видимый контраст между классическим значением частоты кадров и замедленной съёмкой. При этом, при выборе большой частоты кадров будет заметна значительная разница между другими сценами картины и фрагментом, для которого применялась замедленная съёмка.
Разумеется, замедленная съёмка очень часто нужна для точной передачи происходящего в фильме, но не стоит злоупотреблять данным приёмом, потому что зритель может потерять нить сюжета. Более того, использование слишком сильно замедленной съёмки требует плавного перехода к классической частоте кадров, что значительно усложняет монтаж.
Существует также приём ускорения, используя который можно подчеркнуть динамичность определённой сцены. Но, так же, как и в ситуации с замедленной съёмкой, не стоит злоупотреблять данным приёмом, что позволит избежать возникновение трудностей при монтаже и потерю нити сюжета зрителем.
Пропадающие и появляющиеся в кадре персонажи
Для того, чтобы фильм был по-настоящему успешным, необходимо постоянно показывать развитие сюжета. При этом, как правило если мы видим, что персонаж, на котором сфокусировано внимание в определённой сцене, движется, то и камера движется вместе с этим персонажем, как бы преследуя его. Но, существует и другой приём, который позволяет создать совсем иную атмосферу: камера должна оставаться на месте, делая зрителя своеобразным наблюдателем, который смотрит за героем, но не движется вместе с ним. В таком случае персонаж может иногда пропадать из кадра, но зритель будет слышать его и понимать, что герой всё ещё здесь и сейчас он появится в кадре вновь.
Голландский угол
Как правило, фильмы снимаются по линии горизонта, ведь именно так человек видит мир. Идя по улице, люди не пытаются найти необычный угол обзора и каким-то образом исказить окружающую действительность, они смотрят прямо, ровно по линии горизонта. Именно поэтому, данный приём прекрасно помогает акцентировать внимание зрителя на определённых напряжённых ситуациях, из которых сложно найти выход.
Применяя данный приём, у команды, работающей над созданием фильма, получается вызвать у зрителя ощущение волнения и напряжённости, поскольку, изменяя стандартный угол обзора, человека заставляют выйти из зоны комфорта и посмотреть на ситуацию по-новому.
При этом, не следует использовать данный приём слишком часто, поскольку, в таком случае, зритель может привыкнуть к изменению угла обзора, из-за чего необходимый эффект будет утрачен.
Глубина резкости
В связи с тем, что в наши дни появилось большое количество различных моделей зеркальных камер, которые получили большое распространение по всему миру, малая глубина резкости уже стала стандартной для съёмок фильмов, сериалов и многих других картин.
Сейчас слишком маленькая глубина резкости уже не может произвести такого эффекта, который она имела раньше. Но, актуальной до сих пор остаётся большая глубина резкости, которая встречается достаточно редко, но позволяет передать определённую необычную атмосферу. Использование данного приёма позволяет обратить внимание зрителя на большое количество объектов в кадре, будь то люди или какие-либо предметы, что позволяет сделать локацию настоящим героем картины, имеющим большое значение для сюжета. Кроме того, данный приём позволяет создать эффект присутствия, благодаря чему зритель полностью погружается в события фильма.
Разумеется, применение данного приёма является достаточно сложным и трудоёмким, потому что необходимо большое количество освещения и, как следствие, тщательная настройка оборудования, на которую может уйти достаточно большое количество времени.
Динамическая съёмка телефото-объективом
После того, как были изобретены специальные стабилизаторы, благодаря которым появилась возможность переносить камеру, операторы получили больше возможностей для съёмок динамичных сцен. Например, с появлением подобных приспособлений у операторов появилась возможность буквально бежать вместе с актёром и, при этом, снимать красивый, ровный кадр, который понравится даже самому искушённому зрителю.
Но, до того, как появились подобные стабилизаторы, операторам приходилось идти на определённые хитрости и придумывать новые способы съемки динамичных сцен таким образом, чтобы качество изображения не пострадало, но при этом, была передана вся атмосфера сложившейся ситуации. Одним из изобретённых способов является съёмка на телефото-объектив. Данный способ является актуальным до сих пор, поскольку данный объектив улавливает даже малейшее движение на втором плане, что позволит детальнее передать, снимаемые события.
Яркий цветовой контраст
На съёмках фильма следует уделить большое внимание цветовому контрасту, поскольку определённые сочетания цветов очень приятны человеческому глазу и позволяют передать определённую атмосферу, поскольку некоторые цвета уже подсознательно несут для человека определённый подтекст.
О создании цветового контраста задумывались с самого зарождения цветной съёмки. А до появления новых технологий, которые сейчас активно применяются на съёмках для обеспечения цветокоррекции, активно применяли цветные лампы и различного рода фильтры.
Правильно использованный в фильме цвет обязательно привлечёт внимание зрителя и, несомненно, заставит запомнить просмотренную картину надолго.
Комментарии 0