Книжный рынок России: вчера, сегодня, завтра

Книжный рынок России: вчера, сегодня, завтра

По подсчетам специалистов, в 2020 году объём российского рынка печатной книги составил 69,84 млрд руб., что почти на 10 % меньше, чем 2019-м. Наиболее всего сократился выпуск художественной (на 21,1 %) и научной (на 11,8 %) литературы. 55,4 % всех изданных в нашей стране книг и брошюр отпечатаны тиражом менее 1000 экземпляров. По отношению год к году снизились и другие важные показатели:

Книжный рынок России: вчера, сегодня, завтра 1

Безусловно, свою негативную роль в этом падении сыграли многочисленные пандемийные ограничения. Однако в российской книжной отрасли уже несколько лет прослеживаются устойчивые тенденции, которые медленно, но верно меняют ее.

1) Рост доли переводных книг – как по количеству выпущенных наименований, так и по общему тиражу.

2) Рост популярности нон-фикшен-изданий, связанный с тем, что, во-первых, большинству людей постоянно приходится учиться, многие хотят работать над собой с помощью книг, а во-вторых, автору проще зайти в нон-фикшен, потому что здесь знание темы важнее литературного таланта.

3) Концентрация предприятий отечественной книжной индустрии в Москве, где уже работают более половины издательств, выпускающих примерно 60 % всех наименований и около 90 % совокупного тиража. Кроме Первопрестольной, заметная издательская деятельность ведется в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Белгороде, Саратове, Уфе, Воронеже, Волгограде, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Екатеринбурге, Челябинске. Правда, в региональных центрах, за исключением Северной столицы, выпускают преимущественно научную и учебную литературу.

4) Обострение конкуренции между традиционными книжными магазинами (особенно несетевыми) и маркетплейсами (последние имеют возможность давать покупателям существенные скидки и поддерживать привлекательные дисконтные программы).

Интернет-торговля печатными книгами уже много лет показывает стабильный рост и является самым динамично развивающимся сегментом распространения бумажной литературы. Наиболее заметного успеха на этом поприще добился Wildberries. В 2018 г. здесь было продано более 2,2 млн книг, 2019 г. – 6,6 млн, а в 2020 г. – уже 20 млн!

Однако некоторые российские издательства распространяют свои тиражи исключительно на собственных сайтах, отказываясь от сотрудничества с гигантами интернет-торговли, среди которых не осталась сугубо книжных магазинов. 

Книги не на бумаге 

В 2020 году российский рынок электронных книг составил 8,35 млрд руб., что почти на 28,3 % больше, чем 2019-м. При этом средняя цена электронной книги в 1,6 раза меньше, чем бумажной. 5 лет назад это соотношение было 2,2.

Самой быстрорастущей частью рынка небумажных книг в России, как и во всем мире, является сегмент аудиокниг. Сейчас его оборот оценивается в 2,1 млрд руб. К концу 2020 года он вырос более чем на 44 %! Такое бурное развитие объясняется тем, что люди, имея все меньше свободного времени, совмещают прослушивание книги с другими делами (вождение автомобиля, прогулки, занятия спортом и др.). Некоторые сначала знакомятся с текстом по старинке – прочитав его, а потом возвращаются к нему уже в аудиоформате. Либо делают наоборот – сначала слушают, а после читают.

Уже много лет лидерство на российском рынке электронных книг удерживает группа компаний «ЛитРес», в которую входят сервисы Livelib и MyBook. Ее доля составляет около 70 %. По итогам 2020 года ее доходы выросли на 32 %.

Для развития сегмента аудиокниг 5 лет назад монополист создал проект «ЛитРес: Чтец», в рамках которого любой желающий может озвучить книгу, а позже получать процент от продаж. К началу 2021 года именно «ЛитРес: Чтец» стал крупнейшим создателем аудиокниг в нашей стране: в 2020-м году он произвел треть всех «звуковых» книг, в нем задействовано 1300 чтецов.

В сентябре 2020 года «ЛитРес» привлек к озвучению произведений искусственный интеллект. Роботизированную читку текста бесплатно могут прослушать те, кто приобрел его электронную версию.

Сегодня оборот российского рынка электронных книг составляет всего 12 % от оборота рынка печатных книг, так что в ближайшие годы можно ожидать его стабильного роста. 

Новые ниши 

Последние несколько лет стала развиваться ниша литературы для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также литературы для родителей таких детей и специалистов разных профилей, которые с ними работают. Поскольку сегмент этот совсем молодой, на рынке ощущается дефицит изданий для дошколят с ОВЗ. Зато радует тот факт, что сравнялось количество книг отечественных и зарубежных авторов.

Ширится популярность такого явления, как самиздат. Любой человек может опубликовать на специальном сетевом ресурсе свою книгу. Если текст станет популярным у читателей, автор начнет зарабатывать своим творчеством. Доходы некоторых самиздат-писателей уже измеряются миллионами рублей. Да и создатели самиздат-платформ получают хорошую прибыль. Так, в 2020 году по сравнению с 2019-м выручка сервиса «ЛитРес: Самиздат» увеличилась на 65 %, а количество произведений, опубликованных на этой площадке, выросло на 76 %.

Хотя успех измеряется не только процентами и деньгами. Две истории.

  • Белорусский студент-медик Владислав Гайдукевич разместил на «ЛитРес: Самиздат» свой скромный литературный дебют «Расширить сознание легально». Два года текст провисел незамеченным, а потом вдруг выстрелил. По итогам 2020 года эта книга стала самой продаваемой на платформе «ЛитРес» – читатели купили свыше 40 тыс. экземплров. И она же, благодаря своей феноменальной сетевой популярности, вышла на бумаге в издательстве АСТ. Сейчас Владислав называет писательство вторым по ценности занятием своей жизни. Он подготовил уже 7 книг. Одна из них – «Почему суицид не выход» – лежит на «ЛитРес» в свободном доступе.

  • Роман екатеринбуржца Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» был опубликован в журнале «Волга» в 2016 году, однако остался неоцененным. Тогда писатель бесплатно выложил свой текст на сервисе Bookmate. И на него обратили внимание простые читатели, а потом – всё то же АСТ, которое выпустило произведение на бумаге.

Таким образом, на площадках сетевого самиздата идет селекция авторов для традиционного книжного рынка. Это общемировая тенденция, наиболее развитая в США и странах Азии.

По мнению литературного критика Галины Юзефович, читатель самиздата – это читатель одной конкретной ниши, одного конкретного жанра (любовное фэнтези, боевик и т. д.), поэтому его бурное развитие меняет сферу развлечений, но не издательский бизнес, имеющий два базовых конкурентных преимущества: отбор и экспертиза текстов, а также работа с рукописями. Однако эксперт отмечает, что самиздат влияет на общую ситуацию на книжном рынке, ведь текстов становится больше, а вот число читателей остается прежним, так что борьба за их внимание обостряется.

Поэтому семимильными шагами развивается издательский маркетинг. Он становится более креативным. Например, обрел популярность сериальный подход к книгам, когда раз в неделю в один и тот же день в Сети публикуется новая глава произведения. Другой эффективный рекламный ход: при покупке бумажного издания читатель получает в подарок электронное. 

Книга вечна

Россия – одна из немногих стран, где существует обширная государственная программа развития литературного процесса и издательского дела. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям поддерживает молодых авторов и литературные премии (их в нашей стране несколько десятков, что можно считать мировым рекордом!), финансирует выпуск социально-значимых изданий, участвует в организации книжных ярмарок и фестивалей, продвигает произведения отечественных авторов за рубежом. Конечно, Россия потеряла звание самой читающей страны, однако она была, есть и будет литературоцентричной. Поэтому наша книжная индустрия продолжит свое развитие, ведь, кроме чиновников и бизнесменов, на нее воздействуют ещё три мощные силы: писатели, читатели и благотворители. И, как и во всех других сферах, важным фактором здесь является научно-технический прогресс, благодаря которому за пару последних десятилетий появились аудио- и электронные книги, а в ближайшее время, возможно, появятся какие-то еще. И всем нынешним и будущим формам существования текста найдется место под солнцем, и у всех будут свои преданные поклонники, поскольку вряд ли когда-нибудь люди перестанут читать. 

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение