Как цифровизация меняет современный маркетинг
Маркетинг – одна из сфер бизнеса, на которую цифровые технологии влияют с нарастающей силой. Актуальных процессов так много, что даже перечислить их проблематично, не говоря уже о том, чтобы подробно описать. Поэтому сосредоточимся на тенденциях настоящего и ближайшего будущего.
Тенденция № 1. Омниканальность как основа основ
Омниканальность – это интеграция разрозненных каналов маркетингового взаимодействия в единую систему, с целью обеспечения бесшовной и непрерывной коммуникации с клиентом.
Например, человек купил билет в кино на десктопной версии сайта, а на следующий день перед входом в зал он открыл электронную почту или мобильное приложение и отсканировал сохранённый там QR-код.
Зрители с кнопочными телефонами могут обойтись без QR-кода, распечатав билет по номеру заказа на кассе или в специальном терминале либо вручную введя этот номер в устройство для сканирования билетов. Ну а самые консервативные просто покупают билет по старинке – в кассе.
В этом и состоит суть омниканальности – у каждого клиента есть возможность выбрать наиболее удобный конкретно для него способ взаимодействия с брендом. Это и есть индивидуальный подход и высококачественный сервис.
Тенденция № 2. Использование AR- и VR-технологий для персонализации опыта пользователя
VR (virtual reality, виртуальная реальность) – реальность, полностью созданная компьютером. С помощью воздействия на зрение и слух человек отсекается от настоящего мира и погружается в искусственный, сгенерированный специальными программами.
AR (augmented reality, дополненная реальность) – реальность, лишь частично заменяющая настоящий мир. Эта технология позволяет наложить сгенерированное компьютером изображение на окружающую действительность. Классический пример – игра Pokemon Go.
Обе эти технологии помогают клиентам испробовать продукт до его покупки. Например, приложение Wanna Nails с помощью AR позволяет подобрать вариант маникюра, а Wanna Kicks – без реальной примерки увидеть, как на ваших ногах будут смотреться новые кроссовки. Уже есть цифровые решения для примерки одежды. И даже появилось понятие «AR-примерка».
C помощью VR-технологии маркетологи в режиме реального времени изучают поведение потребителей. Испытуемых помещают в виртуальный супермаркет и дают им задания: найти товар «на полке», ответить на вопрос и т. д. При этом учёные могут практически буквально видеть то, что видит участник эксперимента. Полученные в ходе таких исследований данные позволяют подбирать более привлекательные варианты выкладки товаров, более удачное расположение витрин и т. д.
Тенденция № 3. Виртуальные инфлюенсеры (робоинфлюенсеры)
Это полностью цифровые персонажи, как, например, виртуальная женщина Lu Do Magalu – лицо португальского интернет-магазина. Она и подобные ей сетевые существа созданы на основе технологий искусственного интеллекта. И пока ещё это большие интернет-куклы. Над поддержанием «жизни» каждой из них постоянно трудятся целые креативные агентства и команды специалистов – программисты, дизайнеры, художники, копирайтеры. Чтобы ухватить описанный тренд, инфлюенсеры-люди будут всё больше виртуализироваться. Сейчас для этой цели они используют цифровой макияж и цифровую одежду.
Тенденция № 4. Любая поверхность как рекламный носитель
Современные технологии позволяют проецировать изображение на любую поверхность. Пожалуй, самый распространённый вариант такой рекламы – это логотип на тротуаре перед входом в магазин, салон, столовую, кофейню и т. д. Её нельзя не заметить. И число столь простых и эффективных решений будет расти. Так, российский стартап BackAD, взращённый международным акселератором Sber500, разработал решения для размещения рекламы на рюкзаках курьеров. В каждый рюкзак встроен FullHD-экран. Обслуживающий его компьютер снабжён специальным софтом, который тут же подсчитывает охват аудитории по МАС-адресам находящихся рядом мобильных телефонов.
Тенденция № 5. Автоматизация настройки рекламы
Технология называется programmatic. Она позволяет без участия программистов и маркетологов настроить таргетированную рекламу с учётом множества параметров. По сути это платформа самообслуживания, помогающая небольшим компаниям конкурировать на рекламном поле с крупными игроками.
В России есть как минимум два программатик-решения – Ubex и Andata. Эти компании тоже вышли из-под крыла Sber500. Их основатели убеждены, что в будущем все рутинные операции по настройке рекламных кампаний будет выполнять искусственный интеллект, а людям останется лишь определять стратегию.
Все названные тенденции свидетельствуют о том, что эффективность продвижения всё больше зависит от персонализации предложений. Цифровые технологии же позволяют наблюдать за поведением покупателей и прогнозировать их потребности, а также с меньшими издержками и большей точностью таргетировать рекламу.
Комментарии 0