Цвет, свет и пространство: взаимодействие элементов в архитектурном проектировании
Архитектурное проектирование – это искусство создания пространства, которое влияет на наше эмоциональное и физическое состояние. Три основных элемента, которые играют ключевую роль в этом процессе, – это цвет, свет и пространство. Каждый из этих элементов имеет свой уникальный язык и способ взаимодействия с человеком, но когда они сочетаются, они создают уникальный опыт, который может быть как вдохновляющим, так и подавляющим.
Главной задачей архитектора, выбирающего цвета, которые будут использоваться при реализации проекта, является выбор оттенков, наиболее благоприятно влияющих на человека, который будет их видеть. Более того, правильный выбор цветов позволит сделать помещение визуально больше, улучшить его атмосферу. Также цвет позволит обеспечить правильную организацию пространства, создать определённую связи между интерьерами различных помещений и, самое главное, обеспечить наиболее продуктивное содействие деятельности человека, находящегося в помещении.
Выбор цветовой палитры можно подразделить на три стадии
Стадия №1: выбор цветов для отдельного помещения или для нескольких сразу. Выбор используемых оттенков обычно связан с местоположением помещения. Те, что направлены в сторону севера и страдают от недостатка солнечных лучей, как правило, окрашивают в тёплые цвета, для того, чтобы компенсировать данный недостаток. К подобному решению нередко прибегают также в северных районах, где нехватка солнечных лучей является насущной проблемой.
В отличии от помещений, ориентированных на север, пространства, направленные на юг и страдающие от переизбытка солнечных лучей, следует окрашивать в более холодные цвета.
Подобные холодные оттенки также помогут создать успокаивающую атмосферу, именно поэтому их часто применяют для покраски стен спален и различных помещений в детских учреждениях, например, школьных классов, групп в детских садах. Также, стоит понимать, что не стоит окрашивать помещения больших размеров в очень насыщенные оттенки, поскольку создаваемая подобными цветами атмосфера, будет способствовать преждевременному утомлению человека, потере сил и концентрации. Но в случае, если использовать подобные оттенки действительно хочется, следует применять их для покраски небольших деталей, это позволит разнообразить интерьер и ликвидировать у человека ощущение скуки или однообразности.
Стоит отметить, что борьба с однообразностью и некой монотонностью является невероятно важной при подборе цветов для небольшого помещения, в котором люди осуществляют определённую рутинную работу, не отличающуюся динамичностью, для того, чтобы предотвратить возникновение у человека негативных эмоций, связанных с выполнением работы.
Если брать во внимание различные промышленные помещения, то они, как правило, не отличаются цветовым разнообразием, поскольку существуют определённые стандарты использования цветов в зданиях заводов и фабрик. Например, в одинаковый цвет окрашиваются опасные зоны и зоны, в которых находиться безопасно, а также определённые трубы и другие коммуникационные сооружения, поскольку определённые цвета, несомненно, подсознательно воспринимаются человеком как сигнал об опасности или наоборот о возможности нахождения в определённом месте. Например, красный цвет воспринимается как сигнал об опасности, а также о необходимости обратить внимание на что-либо, именно поэтому в красный цвет часто окрашивают противопожарные приспособления, а также рычаги и устройства, предназначенные для немедленной остановки механизмов, в то время как зоны безопасности окрашивают в зелёный цвет, потому что именно этот цвет ассоциируется с чувством спокойствия и защищённости.
При этом, данные цвета применяются не только в промышленных помещениях, но и в других пространствах. Например, красный цвет позволит подчеркнуть роскошь, богатство, позволит создать ощущение праздничности и торжественности, что позволит повысить настроение посетителей помещения, в то время как благодаря зелёному цвету получится создать ощущение спокойствия и гармонии.
Стадия №2: данная стадия заключается в выборе соответствующих друг другу цветов, определении наиболее подходящей яркости того или иного цвета, а также выявлении наиболее контрастных соотношений, которые могли бы корректно смотреться в том или ином пространстве, создавая интересный эффект и искореняя ощущение однотипности и монотонности.
Стадия №3: данная стадия заключается в выборе материалов, которые будут использоваться для реализации проекта, а также подбор наиболее подходящих источников света. На данной стадии следует учесть большое количество деталей, которые связаны не только с самим цветом материалов или их фактурой, но и с различиями естественного и искусственного света, связанными, в том числе, с тем, что лампочки могут излучать как тёплый, так и холодный свет, а это, несомненно, скажется на восприятии используемых в проекте цветов.
Но используемый свет не всегда является определяющим фактором при выборе цветовой палитры, поскольку на выбор влияет большое количество и других немаловажных факторов. Например, существует большое количество различных теорий, связанных с применением определённых цветов в интерьере. Разумеется, каждая теория имеет право на существования и может применяться в различных случаях, в зависимости от предназначения помещения: будь то магазин или пекарня, офис или спальня, для каждого пространства будет разработана своя палитра цветов, которая позволит создать наиболее благоприятную атмосферу, положительно влияющую на эмоции, которые испытывает человек, находясь в том или ином помещении, и, как следствие, на продуктивности его деятельности.
Например, психофизиологическая теория, которая основана на различиях в восприятии цветов людьми разного пола и возраста, а также воздействии определённых цветов на человека, позволит подобрать наиболее выгодные цветовые сочетания для интерьеров в квартирах или учебных заведениях, для того, чтобы обеспечить наиболее комфортную атмосферу для человека в его жилище или создать необходимые условия для повышения концентрации внимания в учебном заведении, что положительно скажется на усвоении материала и продуктивности учебного процесса в целом.
При этом, даже принимая во внимание наличие большого количества различных теорий, связанных с подбором цвета, который будет создавать подходящую атмосферу и вызывать у человека исключительно положительные эмоции, следует понимать, что подбор цветовой палитры во многом зависит от знаний и опыта человека, который работает над созданием проекта.
Комментарии 0