Киносъемка: основные приемы в кинофильмах, которые ранее вы не замечали

Киносъемка: основные приемы в кинофильмах, которые ранее вы не замечали

Во время съемки фильма операторы соблюдают некоторые правила, на что вы обычно не обращаете внимание во время просмотра. Но если эти правила игнорировать, то при просмотре вы сразу это обнаружите. Ведь если допустить ошибки при киносъемке, то зритель может запутаться и утерять нить повествования. Неправильная композиция в кадре приведет к тому, что зритель будет не знать, на что смотреть. Добавление в кадр неверно подобранного объекта может полностью изменить смысл происходящего.

Вот некоторые правила, которые сделают любой фильм эффектным:

Правило третей

Это правило «золотого сечения». Его принцип заключается в условном делении фрагмента на девять одинаковых блоков (3*3, по вертикали, горизонтали). Все значимые объекты должны находиться вдоль разделяющих линий и на точках, где они пересекаются. Эти точки называют «точками интереса».

При взаимодействии персонажи часто расположены вдоль вертикальных линий. При съемках природы или городской обстановки горизонт попадает на одну из горизонтальных линий. Этому правилу следуют кинематографисты и даже фотографы.

Правило 180 градусов

Это правило помогает зрителям при просмотре фильма укладывать происходящую картину в логически непротиворечивый образ. Правило гласит, что при диалоге двух персонажей камера не должна «залетать» за линию, которая проходит между этими двумя персонажами.

Правило 180 градусов действует не только на диалоги. При движении персонажа линия будет показывать направление его движения. Если камера выйдет за линию, то у зрителя появится впечатление, что персонаж изменил направление и бежит навстречу к себе. Если, например, персонаж читает, то линия будет находиться между книгой и глазами. В батальной сцене один соперник должен находиться с одной стороны, другой — с другой.

Правило 30 градусов

При смене фрагментов у камеры должен меняться угол минимум на 30 градусов.

Задача такого приема — придать особое значение мотивам смены кадра, придавая действию значительно другой взгляд. Переход между кадрами с углом меньше 30 градусов может восприниматься как скачкообразный или излишний (заметный).

Голландский угол

Голландский угол — своими словами, это когда в кадре «завален» горизонт. Что это дает? Такой прием позволяет отобразить сумасшествие персонажа, его опьянение, конфликт, любое динамическое явление.

Эффект получается вследствие того, что мы в обычном мире не воспринимаем картину под этим углом, поэтому он и получил название «заваленный» горизонт. Он воспринимается как что-то новое, необычное, что вызывает определенный дискомфорт.

В некоторых случаях голландский угол применяется для придания картине драматических оттенков. Наклон камеры позволяет воспринимать острее любые трагические события и переживания персонажей в фильме. Иногда прием помогает подчеркнуть хаос, ломая кадровое пространство «заваленным» горизонтом.

L-переход и J-переход

L-переход — изменение кадра, когда зритель слышит звук от предыдущего кадра. Таким образом зритель лучше ориентируется в сюжете.

J-переход — прием, когда зритель слышит звук из следующего фрагмента, когда первый кадр еще не закончился.

Резкая смена кадра

Переход применяется для того, чтобы отобразить новые кадры с определенным промежутком времени между ними. Но такой временный промежуток не нужен, поэтому мы убираем, оставляя только нужное для картины.

Переход во время действия

Не всегда кадр меняется во время логической паузы. Иногда нужна смена фрагмента в ходе действия, чтобы показать одно и то же действие с другой стороны.

Параллельный монтаж

Параллельный монтаж — несколько сцен, которые происходят в один и тот же временной интервал. Плохим примером является сцена из фильма «Форсаж 6», когда самолет долгое время ехал по взлетной полосе. Наверное, авторы хотели использовать параллельный монтаж, чтобы показать, что несколько сцен происходит в один и тот же период (драка в самолете, погоня в следующем кадре).

Зрительное совпадение

Прием подразумевает соединение двух кардинально разных сцен посредством общего действия, чаще всего движения.

Взгляд персонажа

Режиссер немого кино Лев Кулешов провел такой эксперимент. Он сделал склейку двух фрагментов: на первом кадре было лицо человека, который смотрит за кадром, а на другом — тарелка с супом. Зрители увидели то, что актер играет голод. Далее режиссер произвел склейку других кадров: на первом кадре все то же лицо, а на втором — женщина в гробу. Зрители, не задумываясь, определили, что актер играет скорбь.

Зритель связывает с персонажем те эмоции, которые возникают у последнего, когда он смотрит на конкретный объект. То есть, если персонаж смотрит на еду, значит он голоден, если смотрит на женщину, значит испытывает влечение или желание, смотрит на гроб — ощущает скорбные чувства, даже если мимика героя не изменилась.

Аудиовизуальный контрапункт

Это определение можно услышать на «КиноПоиске». Не факт, что он не был придуман редакцией, но в любом случае, очень интересный прием.

Разные кадры в фильмах часто сопровождаются какими-то мелодиями. Например, если показана погоня, то мелодия быстрая или веселая, а если картина из фильма ужасов, то мелодия будет щекотливой. Природа и умиротворяющая обстановка будет связана со спокойной мелодией.

Может быть и по-другому. Например, когда расстрел происходит под классическую музыку. Такой прием позволяет придать контраст сцене, юмор или иронию, показать отношение персонажа к своему действию.

Фокус

В играх такой прием называется «Глубиной резкости». Основной принцип приема заключается в том, что объект, расположенный ближе всего, куда смотрит игрок, отображается четко, а объекты, расположенные на заднем фоне — размыты. Эффект фокуса есть в каждом фотоаппарате, телефоне. В кино таким приемом часто выделяют главный объект в кадре.

Свет

Один из простейших приемов, который выделяет основной объект композиции. Зритель подсознательно смотрит на более освещенную часть в кадре.

Насыщенность

Еще одним эффективным методов выделения объекта является создание насыщенности на блеклом неярком фоне. При просмотре фильма зритель неосознанно акцентирует внимание на ярких оттенках.

Симметрия

Симметрию как явление в природной среде практически нельзя встретить, поэтому на нее обращается особое внимание. Примеров симметрии в кинофильмах огромное множество. Для этого достаточно ввести в поиске запрос «симметрия в кино» в Google-картинках.

Перспектива

Простыми словами, это чтобы было так, как на изображении снизу. Это визуализация расстояния, объема, глубины картины.

Правильная перспектива придает кадру глубину, объем.

Если воспользоваться всеми рекомендованными правилами, то можно заснять впечатляющие кадры.

Грамотно подобранные операторские приемы создают качественное кино, которое может и не будет иметь особенный сюжет, но будет притягивать зрителей визуально составляющей.

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение