Как создать качественный детектив: пошаговое руководство и ценные рекомендации, которые помогут создать интересную детективную историю

Как создать качественный детектив: пошаговое руководство и ценные рекомендации, которые помогут создать интересную детективную историю

Как сочинить детективный роман, если кажется, что все хитроумные головоломки уже задуманы и разгаданы популярными писателями, сценаристами из Голливуда и реальными криминальными случаями? Этот секрет мы и должны раскрыть.

Главные элементы детектива

Криминальная хроника состоит из ряда ключевых компонентов:

Интрига

Этот элемент встречается в литературе разных направлений, но именно в детективах весь сюжет построен на одной интриге, а порой - на нескольких сразу.

Главный герой

Это может быть специалист по криминальным делам, случайный очевидец или работница магазина, любящая смотреть детективы… Главный герой не имеет строгих критериев – важно лишь, чтобы у него была причина приступить к расследованию.

Преступление

Одно или несколько: схожих по характеру, разнообразных, но несомненно, запоминающихся. Убийства, пропажи, кражи, похищения и другие нарушения закона. На первый взгляд преступления могут казаться обыденными, но неожиданно приобретать более значимый масштаб. Или же они могут сразу поражать своей хитроумностью.

Первые подозреваемые

Соседская старушка, у которой слабое алиби, обездоленный жених, первым наткнувшийся на тело своей мёртвой невесты, а также близкий родственник, недавно отсидевший за вооружённый грабёж… Обычно они оказываются непричастными и вскоре исключаются из числа подозреваемых. Хотя исключения тоже случаются.

Антагонист

Более чем просто подозреваемый. Это личный враг, который обусловил немало трудностей в жизни протагониста. Их конфликт, скорее всего, имеет свои корни в прошлом. Антагонист может обладать разнообразными чертами характера и неоднозначной репутацией, но в момент совершения преступления у него имеется непробиваемое алиби, которому главный герой наотрез отказывается доверять.

Категории детективного жанра

На сегодняшний день он делится на следующие категории:

  • Закрытый. Также называется классическим. В узком кругу персонажей преступление совершается в ограниченном пространстве, и каждый из них попадает под подозрение.

  • Исторический. События происходят в прошлом, известные исторические факты и условия оказывают прямое или косвенное влияние на расследование.

  • Психологический. Запутанные обстоятельства и последствия преступления настолько сложны, что могут довести до сумасшествия практически всех героев. Читатель также погружается в атмосферу неясности.

  • Ироничный. Это может быть открытая сатира, высмеивающая клише жанра, или же серьёзная криминальная история, обогащённая большим количеством юмора.

  • Фантастический. Преступление происходит в будущем, в вымышленной вселенной или на другой планете.

  • Полицейский. Сюжет сосредотачивается на деятельности профессиональных полицейских и их повседневных обязанностях.

  • Шпионский/конспирологический. Следует за шпионами, разведчиками и «спящими агентами». События могут разворачиваться как в военное, так и в мирное время.

  • Политический. Убийство президента или похищение британской герцогини — независимо от преступления, оно оказывает влияние на политику, чаще всего глобального масштаба.

Персонажи и прочие жертвы

Создавать персонажей с недостатками не только допустимо, но и необходимо. Идеальные и безупречные герои редко привлекают внимание. Персонаж может повторять свои ошибки и даже наслаждаться этими промахами; быть как смекалистым, так и медлительным, выглядеть жадным и всё равно оставаться привлекательным. Само собой, детективы населены циничными негодяями, женщинами со скверной репутацией, двуличными стариками, жертвами судьбы и прочими маргиналами.

Обратимся снова к ключевым фигурам жанра и немного увеличим их перечень. Нам понадобятся:

Пострадавший. Будь то мертвец или человек в заложниках, либо несправедливо заключенный в тюрьму. Хотя он не является главным героем, его роль центральна, поскольку на нем завязана основная интрига произведения.

Главный персонаж. Время от времени он становится «звездой» повествования. В иных случаях автор использует его как «ненадежного рассказчика», чтобы усилить напряжение и вызвать сомнения в реальности событий.

Преступник. Может быть либо мелким злодеем, либо гениальным преступником.

Ложный подозреваемый. Все улики указывают на него. Однако совершенно очевидно, что он ни при чем.

Второстепенные персонажи. Нельзя забывать и о них, поскольку они тоже вызывают интерес и эмоциональный отклик у читателей.

Чтобы персонажи не казались однообразными и плоскими, разрабатывайте их по отдельности. Когда придумываете нового героя, постарайтесь ответить на несколько вопросов

  • В чем проявляется его уникальность?

  • Каким образом он принимает решения, на что опирается?

  • Склонен ли он к риску?

  • Какие у него амбиции?

  • Как он взаимодействует с окружающими?

  • Чем внутренние диалоги героя отличаются от его слов?

  • Какие у него хобби и интересы в свободное время?

  • Какие убеждения формируют его мировоззрение?

План

Перед тем как начать писать первый черновик, наметьте план. Разделите свою историю мысленно на три акта:

Первый акт: описание преступления или тайны, знакомство с главным персонажем и второстепенными героями, появление первых подозреваемых и начальные трудности в расследовании. Можно также добавить второй сюжетной линии, которая часто касается личной жизни главного героя.

Второй акт: появление новых данных расследования, отпадение некоторых подозрений, усложнение ситуации. Вторая сюжетная линия может развиваться параллельно.

Третий акт: доказательство невиновности основных подозреваемых (это не означает, что они ангелы, и об этом тоже стоит упомянуть), ложный финал, неожиданный ход настоящего преступника, завершение расследования. Вторую сюжетную линию также нужно логически завершить.

Естественно, в процессе разработки сюжета вы сможете изменять детали на свое усмотрение. Или даже придерживаться собственной оригинальной идеи. Такой план все равно окажется полезным начальным пунктом.

Не забывайте учитывать время и место событий. Эпоха, страна, культура и другие элементы окружающей среды должны специфически влиять на преступление и его раскрытие. В элитном европейском пригороде, румынском селе или вымышленной вселенной события будут восприниматься по-разному.

Еще один совет: создайте отдельный черновик, посвященный основной тайне. Составьте несколько вариантов этой тайны: с точки зрения преступника, жертвы, главного героя и второстепенных персонажей.

Инструкция и подготовка

Наиболее вдохновляющим источником идей является сама жизнь. В качестве основы для сюжета можно использовать реальное, но нераскрытое преступление и представить, как бы могли развиваться события.

Для создания качественной криминальной истории автору необходимы знания, подтвержденные тщательными исследованиями. Перед тем как приступать к написанию детектива, изучите специфику профессиональных деятельностей, особенности мест и исторических периодов, которые вы собираетесь описывать.

Понимание литературы и документальных фильмов по судебной психиатрии, криминалистике и юриспруденции, а также по любой другой необходимой теме, поможет избежать ошибок. Даже мельчайшая неточность может отпугнуть читателей, разбирающихся в вопросе. Подготовка важна, даже если вы уже хорошо знакомы с темой.

Разработка центрального персонажа

Важнейший принцип детективного жанра остаётся неизменным: протагонист обязан быть запоминающимся. Он не обязательно должен обладать гениальностью и синдромом Аспергера, но и не может быть безликим. Второстепенные персонажи также не должны быть плоскими и должны иметь свои особенности, хотя и не могут затмевать главного героя.

Создайте персонажа, уделяя внимание трем основным аспектам:

  1. Физические параметры. Включите в описание внешность, этническую принадлежность, состояние здоровья и аналогичные характеристики.

  2. Социальные черты. Укажите его социальный статус, роль в обществе, политические и религиозные убеждения.

  3. Психологический портрет. Отметьте уровень коммуникабельности, чувство юмора, воображение, психологические травмы, фобии, предрассудки и фантазии.

Главная фигура в детективе должна работать на пределе своих возможностей, ведь именно в ней заключается наша надежда и опора истории. Однако, помните, чтобы не сделать его супергероем: предоставьте ему возможность ошибаться и учиться на своих промахах. К примеру, сцена, в которой он легко побеждает десять противников, вызовет скорее насмешку.

Основные моменты

Избегайте часто встречающихся ошибок в вашем детективе. Помните:

  • любовная сюжетная линия допустима, но не стоит чрезмерно на ней акцентироваться;

  • не используйте сверхъестественные силы для раскрытия загадки. Даже если ваше произведение имеет элементы мистики, оттуда могут поступать подсказки, но не прямые решения;

  • оптимально, чтобы число преступников не превышало двух. Темные культы или мафиозные группы могут участвовать в сюжете, но не быть полностью ответственными за основную интригу;

  • преступник должен иметь личную мотивацию. В отличие от протагониста, который не всегда ведет расследование по личной инициативе — по крайней мере, в начале;

  • чистосердечное признание украсило только «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, но его нельзя отнести к детективному жанру.

Внимание: банальности

Чтобы создать интригующий детектив, который удержит читателя до последней страницы, следует избегать избитых приемов и заезженных сюжетов. 

Ходы, которых лучше остерегаться, чтобы не разочаровать аудиторию

  1. "Убийца-дворецкий" — завистливый или мстительный наемный слуга жертвы.

  2. Главный персонаж — полицейский, отстраненный от дела строгим начальством. Или частный детектив с затертой враждой против полиции.

  3. Герою сообщили важную информацию и назначили личную встречу, до которой информатор неожиданно не дожил.

  4. Пробирание на объект через вентиляцию, открытие замков шпилькой, погони и перестрелки со взрывами, хакеры, взламывающие системы без усилий.

  5. Постоянно недовольный супруг. Например, жена полицейского, жалующаяся: "Ты никогда не уделяешь мне времени!". 

Исследователи детективного жанра иногда называют его еще одним видом спортивной игры. 

Авторы придумывают увлекательные приёмы, захватывая внимание читателей… Звучит свисток судьи, и игра стартует. Однако даже такие игры со временем преображаются, меняются их условия, а умелый игрок всегда сможет подстроить их под себя. Не забывайте об этом, если стремитесь создать выдающийся детектив.

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение