Как создать идеальное акустическое оформление зала

Как создать идеальное акустическое оформление зала

Театральный зал — это место, где искусство и технология сходятся, чтобы создать уникальный опыт для зрителей. Акустическое оформление зала играет ключевую роль в создании этого опыта, поскольку оно напрямую влияет на качество звука и общую атмосферу в зале. В этой статье мы рассмотрим, как создать идеальное акустическое оформление театрального зала, чтобы обеспечить наилучшее звучание и комфорт для зрителей.

Непременный учет касается: формы концертного зала, присутствия в зале дополнительных стен и перегородок, высоты, на какую уходит потолок и некоторых других условий. Часто получение хорошего акустического оформления может быть сравнимо с настоящим искусством.

Цели оформления надлежащего звукового покрытия и оси

Главная цель оформления звукового сопровождения в зале, где происходит концерт, состоит в достижении уровня 6 дБ во всякой точке концертной залы. Нет необходимости в сопровождении на всю залу, обработка относится исключительно к тем точкам, где будет в течение концерта присутствовать аудитория. Например, в условиях создания звукового сопровождения в кафе или баре, требуется акустическое оформление исключительно в конкретных точках помещения.

Соответственно сопровождение с большей плотностью нужно там, где место проектировалось под выступления живых людей. Если же необходимым будет акустическое сопровождение в месте, где не планируется проведение живых выступлений, плотность акустического сопровождения будет в разы уступать.

При создании хорошего звукового сопровождения в помещении следует учитывать две главные оси:

  1. Сопровождение вертикального типа (уходящее в глубину помещения). Вертикальную ось надлежит воспринимать в качестве основной. Ведь при полноценном ее восприятии получается отыскать верный баланс между положением слушателя относительно колонок, и громкостью звучания каждой из них. Чем большее расстояние между колонками и воспринимающими звук людьми, тем проще достигнуть равномерного сбалансированного сопровождения. Подобное правило действует в тех условиях, когда речь идет о внушительном помещении, а техника, воспроизводящая звук – хорошей мощностью.

  2. Сопровождение горизонтального типа (учитывая ширину помещения).В процессе оформления верного звучания по горизонтальной оси внимание стоит обращать на охват территории. В подобной ситуации следует избежать «горячих точек», образующих наложение сигналов друг на друга в центре помещения. В центре помещения могут быть созданы звуковые наложения, превышающие громкость звучания не более чем на 3 дБ. Чтобы избавиться от «горячей точки», применяют специальный кластер. Хотя в теоретическом плане это сложно к восприятию, на деле оформление равномерного сопровождения в этой оси вовсе не сложно. Предполагается соблюдение равномерности, чтобы присутствующая аудитория воспринимала идеальное звучание.

Применение дополнительных динамиков

Иную роль в получении плотного вертикального сопровождения играют некоторые дополнительные динамики, относимые к линейной акустике. Подобная акустика линейного типа устанавливается сбоку от издавания звука, создавая плотный направленный звук. Подобные устройства, как правило, включают в себя динамики, обеспечивающие суженную направленность звучания. Акустические устройства дальнего влияния – это зачастую устройство, часто устанавливаемое в центре кластера под другим углом. Подобная его установка гарантирует хорошее звуковое сопровождение в задней части помещения.

Положительные моменты применения необходимых дополнительных устройств:

  • получается звук большей плотности и точности;

  • возможность персонального настраивания звукового сопровождения непосредственно в зале;

  • практически ничем не ограниченные возможности для установки дополнительных систем;

  • оформление ориентированного и узконаправленного звучания.

При этом даже применение определенных систем дополнения вовсе не гарантирует равномерного охвата всей территории залы, где дается концерт. Например в тех помещениях, где есть балконы или открытые площадки разумно применять еще и колонки тылового типа. Подобные колонки характеризуются различными формами.

Продолжительность звуковой задержки в акустической системе

Нахождение сразу нескольких колонок, расположенных в различных точках помещения, предполагает обязательную задержку звука, происходящую у близко расположенной аудитории. Длительность, с которой звук с основных и дополнительных колонок будет достигать слушателей будет одинаковым, что обеспечит равномерное звучание.

Звуковая задержка высчитывается по следующей формуле:

Ds = X/C*1000,

  • где X обозначено расстояние аудитории до ближе всего расположенной акустической системы (замер расстояния осуществляется в метрах);

  • C означает скорость звука (измерение осуществляется в м/с);

  • Ds обозначает время длительности происходящей задержки (измерение осуществляется в миллисекундах).

Осуществляя расчет надлежащей задержки звука, специалист способен интегрировать в общую волну звучания некоторые звуковые эффекты, обладающие способностью положительно воздействовать на общую акустику.

Например, в процессе настраивания времени длительности задержки звучания тыловой системы, существует вероятность получить эффект Хааса. Этот эффект получается в результате звуковой задержки всего лишь на несколько тысячных долей секунды. У аудитории сразу появится ощущение, что все звучание издается исключительно центральной системой.

Моно или стерео?

У стереосигнала присутствуют существенные различия при издании в разных точках одного помещения. Например, если звук конкретного инструмента будет сведен в одну сторону, в другой стороне его просто будет не слышно. Хорошо использовать стереозвук, чтобы слушать музыку в наушниках, однако для концертной акустики этот вариант уже не будет настолько оптимальным. Сидя дома, в квартире или частном особняке, легко воспринять стереозвук, как вполне стандартное себе явление, а вот в аудитории, предназначенной для проведения живого концерта этот вариант не подойдет. Так что, если запланировано выступление в большой зале, предпочтение будет гарантированно отдано монозвуку.

Главными различиями моно- и стереозвука являются:

  • моносигнал является направленным строго по центру;

  • у стереосигнала как минимум два канала, и данные в этих каналах непременно будут различаться;

  • стереозвук всегда будет имитировать расположение звука в конкретной стороне;

  • монокомпозиции на сегодняшний день представляют собой довольно редкое явление.

Чем больше будет разделений для стереозвучания, тем больше может возникнуть сложностей с восприятием звука в большом помещении. Поскольку именно от разделений зависит феномен гребенчатой фильтрации звука. При появлении этого феномена происходит повышение и понижение некоторых частот в значительной степени, а само распространение звука в зале будет сопровождаться переменами этих уровней совершенно бесконтрольно. Если сам по себе стереозвук не имеет особо важного значения для шоу, происходящего в конкретном концертном зале, лучше предпочесть монозвук.

Удаленность источника звука

С помощью смены угла наклона колонки есть возможность создать словно ровное покрытие. Предполагается, что каждая принимающая участие колонка должна обеспечивать по меньшей мере покрытие ближней зоны зала наполовину. Мощность прямого звучания снизиться наполовину (на 6 дБ) при увеличении удаленности от его источника. При удвоении расстояния от колонки, она тоже сокращается вдвое.

Отражения звука позволяют уравновесить это явление, однако обязательным является учет закона обратных квадратов при планировании и установке звукового обеспечения.

Площадки открытого типа

Чрезмерное количество произведенных ревербераций способно испортить звучание, делать его мутным и скомканным. Полное же отсутствие подобных исправлений тоже воздействует на качество звукового сопровождения. Что же делать в том случае, когда у открытой зоны отсутствуют малейшие реверберации: Имеется в наличии, конечно, особое оборудование.

Однако с ним тоже могут быть связаны некоторые сложности. Эффект реверберации, наложенный на звучащее оборудование, способен заглушить его звучание. Нереально одновременно добиться плотного сопровождения и хорошей громкости звучания. Добавление большого числа динамиков к основной системе акустики легко заменить на применение дополнительных тыловых динамиков с небольшой задержкой.

Площадки закрытого типа

Любая реверберация свободно нивелируется, посредством поглощения звука. Вслед за верной расстановкой систем, поглощающих звук, останется лишь установить большое число колонок по всему залу. Активное их размещение в различных точках обеспечит не только качество, но и преследуемую плотность звучания. Существуют помещения, изначально спроектированные под живые выступления. В подобных помещениях даже сама подготовка осуществляется несколько иначе.

В профессиональных помещениях, предназначенных для живого звука, основная задача звукового покрытия заключается в старательном придании равновесия непосредственного звука и эха от него. Например в не слишком больших помещениях, обладающих еще и довольно низкими потолками, необходимо форсирование вокала для слушателей, располагающихся вблизи сцены.

Чтобы этого добиться, предпочитают комбинировать ближний звук и центральную колонку, которая дополнительно способна регулироваться, обеспечивая более высокую или более низкую установку.

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение