Идеальное освещение: секреты комфортной работы в мастерской художника
Освещение играет ключевую роль в том, как мы воспринимаем и творим искусство. Для художников, работающих в своей мастерской, правильное освещение является неотъемлемой частью комфортной и продуктивной работы. В этой статье мы рассмотрим несколько важных секретов идеального освещения для мастерской художника.
Каждый творец понимает, что оптимальное освещение - природное, подаренное солнцем. Но что делать, когда творчество требует ночной работы или когда световой день в северных широтах укорачивается до минимума?
Выбор искусственного освещения для мастерской — это скорее искусство, чем наука, поскольку каждый случай уникален. Однако, два ключевых аспекта оказывают значительное влияние на качество работы и здоровье ваших глаз:
Параметры и характеристики применяемых ламп.
Конструкция и маневренность осветительного оборудования.
Характеристики ламп
Каждая лампа имеет индекс цветопередачи, другими словами, коэффициент цветопередачи.
Индекс цветопередачи, известный как CRI или Ra, определяет, насколько цвета выглядят естественно при искусственном освещении по сравнению с дневным светом. Это важно для всех, особенно для художников. Идеальное значение - 100, а чем ниже, тем хуже передается цвет.
Лампы накаливания и галогеновые обеспечивают максимальное значение индекса цветопередачи. Для занятий живописью рекомендуется выбирать лампы с индексом не менее 90%.
Температура света измеряется в градусах Кельвина (K). У светодиодных ламп температура света может колебаться от 1800K до 6500K. Обычные лампы накаливания имеют температуру около 2000K-3000K. К примеру, 40-ваттная лампа накаливания имеет температуру 2200K, а 100-ваттная - 2800K. Температура света не оказывает влияния на степень нагревания лампы.
Вероятно, следующая информация окажется полезной:
приблизительно 5000K - яркость солнца в полдень;
около 5500K - свет, который испускают облака в полдень;
в диапазоне от 6200K до 7500K - освещение, приближенное к дневному свету;
примерно 7500K - дневной свет с высоким содержанием рассеянного света от чистого голубого неба.
Световой поток — это прямая яркость света. Чем выше значение, тем ярче свет. В современных лампах этот параметр измеряется в люменах (Лм). К примеру, лампа накаливания мощностью 100 Вт обеспечивает световой поток 1000 Лм.
При планировании освещения помещений применяются специальные расчеты, но в случае с выбором лампы для работы художника они неактуальны. Необходимость равномерного освещения всего помещения отпадает, важно лишь обеспечить правильное освещение рабочей зоны во время создания произведения.
При выборе лампы для работы художника не следует стремиться к излишней яркости. Важно помнить, что произведение искусства, созданное при слишком ярком свете, может казаться тусклым и неэффектным при недостаточном освещении.
Поэтому при организации освещения рекомендуется ориентироваться на средние значения, чтобы достичь наилучшей универсальности. Для качественного освещения рабочего места художника оптимальным считается уровень светового потока 200 Лм на 1 кв.м помещения. Если используется светильник с закрытым плафоном, этот показатель может быть увеличен на 20%.
Область освещения ламп - широкая. Ни одна лампа не может заменить полностью естественный свет. Естественный свет недостаточно силен для красных оттенков, а искусственный свет часто не передает синие тоновые градации правильно.
Мерцание, или коэффициент пульсации, также важен. Даже лампы накаливания мерцают (15-18%), но обычно это не видно из-за тепловой энергии. Светодиодные лампы могут мерцать ярко (особенно на фотографиях), что может вызывать напряжение в глазах, раздражение и головные боли. Оптимально - от 5% до 10%.
Чем меньше лампа, тем больше мерцания. Большая часть современных ламп с цоколем Е27 имеют низкое мерцание. Лампы с цоколем Е14 иногда соответствуют этому, но с цоколем G9 обычно не подходят для художников из-за маленького корпуса.
Идеальные светильники
Даже при наличии хорошего общего освещения в помещении важно иметь возможность направить свет именно туда, где он нужен. Для достижения хороших результатов и избежания теней на рабочей поверхности рекомендуется использовать две одинаковые лампы, расположенные на одинаковом расстоянии от холста.
Классическим вариантом для дома являются настольные светильники. Их преимущество заключается в возможности регулирования направления света благодаря поворотному плафону и гибкой ножке. Они легки в использовании и функциональны.
Выбирайте осветительные приборы с широким плафоном, чтобы избежать точечного освещения и неправильного распределения света на рабочей поверхности. Важно также учитывать расстояние между лампой и рабочей зоной.
Как альтернативу можно рассмотреть торшеры. Они обычно имеют длинную изогнутую опору и обеспечивают широкий угол освещения. При выборе плафона отдавайте предпочтение матовой поверхности.
Важно избегать бликов на холсте. Для этого большинство художников используют матовые стекла или специальные устройства, например, софтбоксы, популярные в фотостудиях. Вы также можете сделать рассеиватель из лавсановой ткани, хотя это уменьшает яркость света.
Если у вас в планах использовать осветительный прибор не только для работы в студии, но и дома в бытовых целях, берите во внимание его внешний вид, чтобы он органично вписывался в интерьер.
Комментарии 0