Топ 6 примеров, как не стоит писать диалоги: основные ошибки

Топ 6 примеров, как не стоит писать диалоги: основные ошибки

Реалистичность

Способность отражать жизненные ситуации — один из ключевых факторов, определяющий высокий уровень литературы. Любые произведения, будь то фантастика, приключения, детективы и даже ужасы, должны отражать реальные ситуации. Необязательно благодаря сценам и событиям, но с помощью поступков и переживаний персонажей. Именно тогда читателям понравится книга.

Многие авторы, создавая диалоги своих героев, стараются вдохнуть в них максимальную реалистичность и обыденность. Такой подход — большая ошибка. Наша жизнь и книжная вселенная — это зачастую абсолютно разные вещи, поэтому неопытное подражание реальности может стать причиной отторжения читателя от книги и привести к ошибкам в диалогах.

Пустые беседы

Беседы "ни о чем" очень часто встречаются в реальности. Во многом они вызваны правилами этикета и вынужденными ситуациями. Их главная цель — избежать неловкого молчания.

— Здравствуй!

— Здравствуй!

— Уже не помню, когда видел тебя в последний раз. Как дела?

— Да, мы давно не виделись. Всё ок. А у тебя?

— Пойдет!

— Хорошо. До встречи!

Такие пустые диалоги можно встретить и в книгах. Они не содержат в себе важной и интересной информации, а просто занимают место. Какого-либо особого смысла в них нет. В реальности они нужны для поддержания беседы, чтобы избежать неловких ситуаций и не показаться невежливым. В книге же в них нет необходимости, хотя они действительно максимально приближены к реальности. На практике они являются просто набором слов, неинтересному читателю. Зачастую их просто не читают или вообще отказываются от книги после нескольких таких диалогов.

Однако, иногда в таких диалогах все-таки имеется смысл. Они могут стать литературным приемом, который, например, позволяет показать безразличие героев друг к другу.

Нудность и монотонность

Нередко авторы стараются наполнить диалоги персонажей всеми подробностями, которые, по их мнению, делают беседу более реалистичной. К примеру, рассказывая о встрече выпускников университета, автор с помощью диалога передает воспоминания о тех годах, слухи об однокурсниках и преподавателях, рассуждения о политике страны, обсуждения зарплат, детей и т.д.

Естественно, в реальной жизни такие диалоги случаются часто и обычно затягиваются на несколько часов. Но есть ли смысл включать их в книгу, ведь такие разговоры не несут много полезной информации, но при этом являются достаточно объемными? Пожалуй, нет. Стоит отметить, что читатели также часто теряют нить мысли, сталкиваясь с такими громоздкими диалогами.

Рассказать о том, что выпускники встретились, обсудили множество интересных тем и весело провели время, можно и без использования диалога. К примеру, так: "давние товарищи весело провели время вместе, обговорив множество интересных тем". Таким образом, читатель поймет роль и примерное содержание такой беседы.

Неправильное использование сленга, просторечий и жаргонизмов

Можно подумать, что в диалогах идеально находят применение сленг, диалекты, жаргоны и просторечия. Не будем забывать и об острых словечках, ненормативной лексике и других ярких выражениях, создающих образ героев.

К сожалению, авторы, стремясь сделать диалоги все более похожими на реальность, делают неприятные ошибки, наделяя своих персонажей ненужными словечками. Так в некоторых книгах можно увидеть королев и королей, говорящих как обычные простолюдины, магов, использующих молодежные слова и сленг и т.д. Такие моменты сразу видны в тексте и отталкивают читателей.

Использование диалога как источника информации

С помощью разговоров героев можно легко поведать читателю необходимую информацию. Этим методом пользуются многие писатели, решая с помощью бесед рассказать необходимые сведения читателю без своего прямого участия. Такой литературный прием действительно максимально удобен и иногда работает весьма эффективно. Однако, некоторые писатели используют его слишком часто и начинают пересказывать в диалоге информацию, которую уже знают оба героя. К примеру:

— Помнишь, как было круто зимой во Франции?

— Это же мы пять лет назад каждое утро ходили в испанскую кофейню на углу проспекта?

— Ну конечно. Именно там мы и познакомились с Виктором, который взял тебя на работу.

— Да, такое нельзя забыть. Я же с первой зарплаты купил тебе на день рождения фирменный футбольный мяч «Адидас». Помню, что такой подарок тебе очень понравился.

Такие беседы кажутся слегка странными. Зачем двум старым друзьям повествовать об известных им историях? Лишь для того, чтобы рассказать о них читателям. Данный подход весьма удобен, но выглядит нереалистично.

Избыточное использование атрибуции

Напомним, атрибуция — это слова автора, с помощью которых он объясняет, кто и каким образом произнес фразу в диалоге. Иногда слова автора вообще не нужны. Однако, в наши дни у современных писателей появилась тенденция насыщать диалоги атрибуциями без особой необходимости в них.

При этом авторы решают избегать регулярного использования глаголов речевого действия и насыщают реплики атрибуциями в виде различных описаний. К примеру, окружающего мира, нарядов, вооружения и т.д. Отметим, что на самом деле вещи, которые не относятся к самой беседе, не являются атрибуцией. Поэтому писателям следует оформлять такие фразы не как слова автора, а как обычные предложения, не включая их в реплики героев. Как это практиковалось раньше.

Однако, иногда можно вообще обойтись без атрибуций. Так делали гениальные авторы в произведениях, ставших мировой классикой. Рассмотрим в качестве примера диалог из социально-психологического романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени":

"— Ты видел? - сказал он, крепко пожимая мне руку. — Это просто ангел!

— Отчего? — спросил я с видом чистейшего простодушия.

— Разве ты не видал?

— Нет, видел: она подняла твой стакан. Если бы был тут сторож, то он сделал бы то же самое, и ещё поспешнее, надеясь получить на водку. Впрочем, очень понятно, что ей стало тебя жалко: ты сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу...

— И ты не был нисколько тронут, глядя на неё в эту минуту, когда душа сияла на лице её?..

— Нет".

Отметим, что слова самого автора здесь встречаются всего лишь в первых двух репликах. Остальная информация отлично усваивается и без них. Естественно, если бы беседа была больше или включала бы в себя других персонажей, то было бы лучше, если бы автор использовал атрибуции. Это помогло бы сделать диалог ярче и интереснее.

Выше рассмотрены самые популярные ошибки, которые допускают современные писатели. Кроме того, следует обращать внимание на общее число диалогов в тексте. Их количество не лежит в конкретном диапазоне, а полностью зависит от жанра текста, его сюжета, объема и мотивов автора. Отметим, что некоторые маленькие произведения практически полностью могут быть написаны в форме диалога.

Комментарии 0

© ООО "Межрегиональный Информационный центр" Политика конфиденциальности Условия использования Файлы cookie Справка Приложение